Лента новостей
Новости дня

Формула краха Ильхама Алиева

16 октября,2017 13:54

Спустя несколько часов в Женеве состоится очередная встреча президентов Армении и Азербайджана – Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Было бы наивно ожидать некого поворотного прогресса по итогам этой встречи. Контекст карабахского конфликта не дает оснований для подобного оптимизма, каждая из сторон остается приверженной собственной позиции, и у этих подходов практически нет точек соприкосновения.

Между тем, данная встреча проходит на фоне таких внешних и внутренних развитий, которые позволяют утверждать, что Ильхам Алиев отправляется на переговоры с армянской стороной с таких слабых позиций, каких не было с самого начала его правления в Азербайджане.

Главным показателем ослабления позиции Алиева, безусловно, является изоляция Азербайджана на международной арене, особенно усилившаяся за последние два месяца. Сперва, в начале сентября, в мировой прессе начались активные публикации на тему международных коррупционных схем с участием Азербайджана. В результате разоблачительных статей под названием «Азербайджанская прачечная» (Azerbaijani Laundromat) было выявлено, как клан Алиевых скрытыми схемами потратил порядка 3 млрд. долларов на лоббистские и пропагандистские работы. Для представления силы воздействия этих публикаций достаточно констатировать, что на последней сессии ПАСЕ делегация Азербайджана оказалась практически на 100% изолированной: все мало-мальски уважающие себя европейские парламентарии избегали даже неформальных контактов с азербайджанскими делегатами, поскольку это могло скомпрометировать их репутацию и авторитет. Одним словом, на сегодня к азербайджанским чиновникам в Европе относятся как к больным чумой и избегают какого бы то ни было физического общения. Не исключено, что именно по этой причине официальному Баку не удалось оказать противодействие принятию в ПАСЕ антиазербайджанских резолюций, что ранее осуществлялось вполне успешно.

Истинным символом фиаско Азербайджана в ПАСЕ стала позорная отставка Педро Аграмунта с поста председателя Парламентской Ассамблее Совета Европы. Уже не было никаких сомнений в связях Аграмунта с властями Азербайджана и сокрытием им вследствие этого пороков данного государства, посему на 9 октября в ПАСЕ было намечено выражение ему вотума недоверия. Однако 6 октября Аграмунт, спасая честь, сам подал в отставку, тем самым поставив крест на пустых надеждах Азербайджана.

После такого удара Азербайджан ждала еще целая череда провалов. Прежде всего, это выборы нового председателя ПАСЕ: для Баку было крайне нежелательно избрание на этот пост представителя Кипра Стеллы Кириакидес. Хотя регламент ПАСЕ запрещает делегациям публично выражать свои предпочтения, СМИ Азербайджана не скрывали намерений Баку и указывали на желанного для азербайджанской стороны кандидата – депутата от Литвы Эмануэлиса Зингериса. Более того, в Азербайджане всячески выступали против представителя Кипра, пожалуй, еще и потому, что эта страна на самом высоком уровне делала заявления вокруг карабахской проблемы, которые, мягко говоря, не совпадают с подходами Баку.

Тем не менее, в итоге на должность главы ПАСЕ была избрана Стелла Кириакидес, а вслед за этим в Ассамблее приняли сразу две резолюции по Азербайджану. Одна из принятых 11 октября резолюций касалась систематического мониторинга состояния  демократических институтов в Азербайджане, а вторая представляла собой документ, подготовленный Комитетом ПАСЕ по юридическим вопросам  и правам человека (Committee on Legal Affairs and Human Rights), – о ситуации с правами человека в этой стране. Это документы, содержащие жесткую критику порочных явлений в Азербайджане, и единственной реакцией властей этой страны на данные резолюции стали обвинения в том, что они основаны на «субъективных представлениях» и заставляют Баку пересмотреть отношения с Советом Европы.

Ясно, что отнюдь не Азербайджан пересматривает отношения, а именно Европа, и даже шире – Запад меняет отношение к этой стране. Не исключено, что чашу терпения передового мирового сообщества переполнил инцидент, имевший место в мае сего года, когда по приказу Ильхама Алиева преследование свободы слова было осуществлено на территории другого суверенного государства – Грузии. Похищение Афгана Мухтарлы из Тбилиси и его дальнейшие преследования по сей день находятся в центре внимания западной прессы, и очевидно, что Алиев этим своим шагом пересек сразу несколько красных линий и теперь пожинает плоды.

Конец авантюристской вседозволенности Алиева воистину символизирует также голосование в ЮНЕСКО, где представитель Азербайджана Полад Бюльбюльоглу получил всего два голоса. Здесь проблема не в количестве голосов, хотя в такой структуре, как ЮНЕСКО, включающей все страны политической карты мира, получение всего двух голосов считалось бы оскорбительным даже для карликовых государств.

Режим Ильхама Алиева не только оказался в международной изоляции, но и внутри страны вызывает гнев общественности и элиты. В особенности после назначения Мехрибан Алиевой вице-президентом Азербайджана и посещения всей семьей сессии Генассамблеи ООН многие в этой стране уже не сомневаются, что их судьба зависит исключительно от взаимоотношений внутри одного семейства и от качества этих отношений.

Уже ни для кого не секрет, что с истечением срока полномочий Ильхама Алиева в 2018г. в Азербайджане предельно обострится вопрос передачи власти. В настоящее время рассматриваются четыре возможных варианта развития событий, и курьезно, что все они ограничиваются рамками семейства Алиевых.

В целом Ильхам Алиев на сегодня напоминает загнанного в угол зверя, от которого можно ожидать чего угодно. Но проблема в том, что зверь этот отнюдь не силен. Действительно, Алиев и обсуживающая его агитационно-пропагандистская машина не сомневались в том, что поглощавшая на протяжении многих лет десятки миллионов долларов армия в нужный момент сумеет посредством провокации в зоне карабахского конфликта помочь президенту и его семье мобилизовать недовольную общественность против внешнего врага и стать определенным фактором в международных делах. Однако реалии оказались абсолютно иными. Азербайджанская армия не только не имеет никаких качественных преимуществ в отношении Вооруженных сил Армении и Арцаха (НКР), но и уступает в очень важных сегментах. Речь вовсе не идет только об «Искандерах» или о «наличии» заявленного экс-депутатом парламента РА Грантом Багратяном ядерного оружия. Речь идет о куда более серьезных видах вооружения и технологиях, которые изменяют военно-политический баланс в пользу армянской стороны. И то, что Азербайджан по количеству танков, самолетов и некоторых видов артиллерии превосходит Армению, вовсе не означает преимущества Баку. Преимуществом обладает тот, кто лучше вооружен в плане решения поставленных перед ним задач, а в этом вопросе Алиев и сам знает истинное положение дел.

И вот на таком фоне Алиев вынужден отправиться в Женеву и вести переговоры с президентом Армении. И хоть внутри страны он создает иллюзию, будто выступает с позиций победителя, однако в глубине души осознает, что загнан в угол. А как разрешится данная ситуация, сказать сложно. Азербайджанские эксперты, в частности Лейла Юнус, уверены, что дальнейшая судьба страны сложится точно так, как в случае Сирии. Пока в рамках непровозглашенной монархии власть передается от отца к сыну, общественность радикализируется, результатом чего становится фрагментация многонационального государства. Не исключено, что через кровопролитие.

Армен МИНАСЯН
политолог

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031