Лента новостей
Новости дня

Как Роберт Кочарян “укрепил” переговорные позиции Армении и Арцаха: Степан Сафарян

03 мая,2021 21:26

“Укрепив нашу переговорную позицию, можно вернуть пленных, Шуши и Гадрут и стать сильнейшим государством в регионе”. Эту мысль в 2021 году 29 апреля высказал Роберт Кочарян, правивший Арменией 10 лет, с 1998-го по 2008-ой год, на глазах у нескольких десятков молодых людей, не знающих о многолетнем переговорном процессе между Арменией и Арцахом и о “героических подвигах” второго президента.

В 1998 году, усевшись в кресло президента страны, Роберт Кочарян первым шагом обнулил один из дипломатических и переговорных успехов Армении, который был достигнут с большим трудом с 1992 года: Арцах – как независимый субъект переговоров. Перед армянским народом Кочарян заявил, что переговоры следует вести Армении, а не Арцаху.

В результате, Арцахский вопрос был истолкован международным сообществом как армяно-азербайджанский межэтнический конфликт, территориальный спор (на чем и настаивал Азербайджан), а не как вопрос права на самоопределение. И Азербайджан, и Армения, и Арцах использовали его в полном соответствии с законодательством СССР и международным правом.

Для того, чтобы новое поколение, слушавшее Р. Кочаряна, представило, о чем идет речь, представим несколько эпизодов. Этот результат был достигнут с невообразимым упорством: например, две армянские делегации, Ереван и Степанакерт, вылетели на переговоры в одном и том же самолете, но заставили хозяев встретить делегации дважды из одного и того же самолета по отдельности, чтобы подчеркнуть, что это разные субъекты. Первая делегация вышла из самолета, хозяева поприветствовали его, затем представители Армении сказали, что делегация Степанакерта приедет через полчаса, пойдет встречать его, но на самом деле обе делегации вышли из одного самолета. Кочаряну не разрешали принимать участие в армяно-азербайджанских встречах в Риме несколько раз из Еревана, когда выяснилось, что представители азербайджанской общины Арцаха имеют такое же равное право сидеть за столом против него (кстати, высокопоставленные дипломатические источники говорят, что Кочарян таки рвался принимать в них участие при любых условиях, но из Еревана этого ему не позволялось), доходя до точки, где подчеркивается разница между собеседниками: он – как законно избранный представитель Арцаха, а азербайджанцы – в качестве “других представителей”, что было включено в Будапештский документ с такой формулировкой, одновременно глава Минобороны Арцаха подписал соглашение 1994 года о прекращении огня как независимая сторона ․․․Такова цена дипломатического и переговорного успеха, которую обнулил Р. Кочарян, обещающий в настоящее время «улучшить переговорную позицию»…

Результатом всего этого стала ликвидация международной субъектности Арцаха. Признание любого самопровозглашенного государства бывает де-факто (признание, прием, отношения с Президентом, властями с их статусом, в том числе визит сопредседателей в Степанакерт и т. д.) и де-юре (имеются формы признания со стороны исполнительной власти президентами стран, законодателей – парламентами).

Проблема Арцаха заключалась в том, что признание де-факто должно было возрасти настолько, чтобы автоматически способствовать признанию де-юре. Субъектность Арцаха на переговорах, его косвенное и независимое упоминание в международных документах уже были формами признания де-факто, и Р. Кочарян вместо того, чтобы повернуть его в признание, он перевернул все с ног на голову. Дипломатический козырь, данный Азербайджану, был настолько мощным, что в ближайшие 10 лет его не мог забрать из рук Алиева Серж Саргсян, который несколько раз, особенно после апрельской войны, пытался потребовать, чтобы Арцах вернулся к переговорам, что Баку должен вести переговоры со Степанакертом, а не с Николом Пашиняном, который после 2018 года поставил тот же вопрос в официальную повестку дня и подробно обосновал, почему президент Армении не может вести переговоры вместо Арцаха, который имеет мандат народа Арцаха. Им обоим не удалось устранить ущерб, который Кочарян нанес Арцахской проблеме и Арцаху ․․․

Очередной удар по арцахскому вопросу Кочарян нанес в 1999 году в ноябре. Голосуя за Стамбульскую декларацию ОБСЕ в Стамбуле, не накладывая вето и не выступив с оговорками по Арцаху, наконец, соглашаясь с тем, что конфликты в регионе ОБСЕ должны разрешаться в рамках международно признанных границ, тем самым признавал верховенство одного из 10 равноправных принципов Заключительного акта ОБСЕ – принципа территориальной целостности, над принципом равенства народов…  Алиев цеплялся за это во время правления Кочаряна в 2004, 2008 годах: принимая ряд резолюций ПАСЕ и ОБСЕ, которые закрепили, обновили, укрепили и придали новый цвет территориальной целостности Азербайджана в 1993-94 годах. Четыре резолюции Совета Безопасности ООН, вынуждающие Армению соблюдать требования ООН, ОБСЕ, обязательства, взятые при вступлении в Совет Европы — обязательство разрешить конфликты мирным путем и вернуть “оккупированные территории” Азербайджану. До 1998 г. эти территории, по крайней мере, находились под властью Арцаха, который не был признан на международном уровне, Арцах не был членом какой-либо международной организации, в отличие от Армении, он не был связан таким обязательством, поэтому он не был обязан их возвращать. И именно при Кочаряне правительство Армении приняло секретное решение, согласно которому освобожденные 7 районов были выведены из-под прямого контроля Минобороны Арцаха, переданы в ведение Минобороны Армении, а Армения обязалась их вернуть. 7 территорий на международном уровне, от которых было сложно отказаться…

В 1998 году от имени Армении Кочарян ввязался в переговоры вокруг варианта создания общего государства между Азербайджаном и Арцахом, что стало началом отделения Арцаха от Армении. Другими словами, от имени Армении было согласовано, что Арцах также может быть частью Азербайджана как субъект федерации с широкими правами. Ровно за год до этого, в 1997 году Арцах официально отверг пакетный вариант урегулирования, давший Арцаху статус автономии. Да, 1998 г. в версии общего государства уровень автономии Арцаха повышался, но он оставался прежним, на этот раз официально от имени официального Еревана и Степанакерта было согласовано, что Арцах также может рассматривать вопрос о вхождении в состав Азербайджана на международном уровне. К счастью, против этого был и Азербайджан, так как Баку избегал любой де-юре или де-факто силы высокой независимости Арцаха.

В 1999 году обсуждая “мегринский вариант”, Кочарян сделал нечто беспрецедентное в армянском переговорном процессе, невообразимым образом снизив планку армянской стороны, чего никогда не делали ни Левон Тер-Петросян, ни Серж Саргсян, ни Никол Пашинян. Кочарян, от имени Армении и Арцаха, скрытно согласился присоединить Арцах к Армении, обменяв, конечно, Мегри на Лачин, вернув Азербайджану остальные 6 районов, в результате чего Армения потеряла бы Сюник и границу с Ираном. 27 октября 1999 года Кочарян в последний раз формально согласился на посредническую миссию США на высоком уровне в Ереване, но убийство в Национальном Собрании предотвратило это, и Кочарян и Алиев не подписали урегулирование на саммите ОБСЕ в Стамбуле из-за нестабильности армянской внутриполитической ситуации.

После прекращения раскола правительства в Армении в 2000 году Кочарян продолжает переговоры с той же логикой, но на этот раз, трансформируя идею простого обмена территориями, предоставив Азербайджану “суверенный коридор” на земле из Нахичевана через Сюник вместо Сюника Лачинский коридор – право, то есть Армения не могла вмешиваться в него. Так как в сравнении с вариантом 1999 года абсолютный суверенитет не был предоставлен Азербайджану, и Мегринский коридор не был де-юре отделен от Армении, но суверенное использование коридора передавалось Азербайджану, т.е. это де-факто отделение от Армении, Кочарян еще больше уступает Азербайджану, согласившись на возвращение азербайджанцев и на азербайджанскую принадлежность Шуши и этого города-крепости, коридора, для соединения с ним, прямо по линии Физули-Гадрут, как сейчас, а в тексте урегулирования было включено уточнение границ между Тавушской областью Армении и Казахским районом Азербайджана с возвращением заброшенных деревень Азербайджаном. Это версия Ки-Уэста. В Ки-Уэсте Кочарян и Алиев соглашаются с этим, но, возвращаясь в Баку, Гейдар Алиев заявляет в аэропорту, что не может быть за это. В результате тот факт, что такой вариант может когда-либо быть приемлемым для Армении, остается в истории переговоров, о чем вспоминает Алиев, который теперь выиграл войну. Потому что в свое время кто-то от имени Армении согласился, что это может сработать․․․ И этот кто-то – Кочарян ․․․

Однако на этом ущерб, нанесенный Кочаряном позициям Армении и Арцаха в переговорном процессе, не закончился. Во многих теориях разрешения конфликтов есть три основные группы методологий урегулирования, которые в совокупности называются Exit strategy/“стратегиями выхода”. Первая группа называется “автономия”, когда стороны обсуждают повышение уровня автономии отколовшейся области и [нового] уровня. Это было сделано для Арцаха в 1997 году в пакетной версии, которую мы, Степанакерт и Ереван, отклонили. Вторая последующая модель — это “Общее государство”, когда стороны обсуждают, могут ли стороны конфликта образовать федерацию или конфедерацию…  Если он также будет отклонен (а он был отклонен Азербайджаном), то при содействии посредников стороны переходят к третьей стратегии – «цивилизованный развод» ․ В этом случае стороны “раскалываются” либо по взаимному согласию, например, Чешская Республика и Словакия, а если это не работает, то преодолевая упорство сопротивляющейся и несогласной стороны, как в случае с Косово, путем одностороннего признания. Если на мгновение допустить, что Кочарян участвовал в этих трех раундах в качестве президента Арцаха и президента Армении, не говоря уже о том, насколько он снизил планку и какой удар нанес по интересам Арцаха и Армении, то после всех этих раундов ему следовало хотя бы настоять на том, чтобы все три стратегии были проверены; и нам надо перейти к цивилизованному разводу, точнее, к косовской модели ․․․ То есть Р ․ Кочарян сознательно либо в силу собственного невежества не настоял на неизбежном в таких случаях шаге — последней версии “цивилизованного развода” или “одностороннего признания”, особенно в тот же период, для преодоления сопротивления Сербии в 2006-2007 гг. под эгидой международного сообщества. Что касается Косово, они обратились в Гаагский трибунал, чтобы выяснить, противоречит ли одностороннее признание международному праву, и в 2008 году должна была начаться цепочка признания под руководством США.

Происходит что-то похуже. Кочарян ведет переговоры по мадридским предложениям, в которых признается, что прилегающие к НКАО регионы “оккупированы” и подлежат возвращению, что де-факто нарушено в 1991 году․ Референдум о независимости Арцаха и политическое обязательство провести новый референдум, чтобы добиться воли народа Арцаха и закрепить статус Арцаха ․․․ Другими словами, Армения официально заявляет, что уже выраженная воля Арцаха “уязвима”, потому что Азербайджан с ней не согласен, теперь с ним необходимо договориться о проведении нового референдума, на что Азербайджан должен согласиться… Повторяю, эта трагедия происходит в то время, когда Сербия, как и Азербайджан, не пошла на “развод и отделение”. Однако международное сообщество решило проигнорировать несогласие Белграда в рамках международного права. Между тем, в случае с Арцахом, с согласия Роберта Кочаряна, вопрос статуса Арцаха и нового референдума был поставлен на волю и желание Алиева, без чего вы не можете этого сделать, и вы не признаете старое волеизъявление Арцаха де-факто и на международном уровне… Мадридские предложения Кочаряна в 2007 году, которые были официально приняты и утверждены, были об этом.

В результате всего этого, с попустительства Кочаряна, Армения и Арцах не вышли из порочного круга бесконечных переговоров, а вернули нас к началу цикла, к первому этапу, первой модели “стратегии выхода”, когда в 2007 нам предложили договориться. Версия, ведущая к поэтапному урегулированию, поскольку Алиев не соглашался с независимым статусом, в лучшем случае согласился бы предоставить “широкую автономию” в статусе Арцаха, изменил Конституцию, чтобы сорвать новый локальный референдум, сделав референдум общенациональным, обязательным и так далее. В результате предложения Мадрида постепенно превратились в 1997 год по гораздо худшей модели, чем версия общего государства, когда Армения “покупала” мир у Алиева, возвращая территории, и вопрос статуса был отложен на будущее (позже его логическим продолжением является казанская версия, план Лаврова… ).

И какое “сильное” государство построил Кочарян, когда военный бюджет и расходы Азербайджана начали стремительно расти во время его пребывания в должности, а в 2006-07 годах первые миллиардные контракты на закупку оружия были подписаны Баку, что является отдельной темой для разговора. Министр иностранных дел Кочаряна заявил, что Армения “может развиваться в условиях блокады еще 100 лет”, а также заявил, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан не будет работать, потому что большие запасы нефти Баку — это блеф, трубы скоро будут пусты. Именно во время его пребывания на этом посту Россия вышла из Договора о контроле над обычными вооружениями в Европе (в чем, разумеется, она не виновата), что сняло проблемы с другими международными инспекциями и квотами в нашем регионе. Но Армения не предприняла официально видимых и зависимых усилий, чтобы сделать шаг к решению этих проблем и остановить гонку вооружений, видя, куда движется Азербайджан и имея потенциальный арцахский театр военных действий… Именно при нем в 2001 году гиганты военно-промышленного комплекса Армении по соглашению “Имущество в долг” были переданы России, но так и не перезапущены. И только в 2016 году Сержу Саргсяну стало ясно, что страна, находящаяся под угрозой войны, не может существовать без собственной военной промышленности, и Азербайджан уже добился значительных успехов ․․․

И все это в том случае, когда в 1998 году накануне переворота Роберт Кочарян бросил вызов Тер-Петросяну, что Армения может быть Кавказским Израилем при поддержке России, как Израиль на Ближнем Востоке из Соединенных Штатов, или что Армения может быть жандармом Кавказа и удерживать Арцах: 8000 квадратных километров… Эту карту поставили перед Тер-Петросяном что если можешь, оставайся у власти, если не можешь — уходи, я обеспечу ․․․ А как обеспечил, прочтите еще раз, что написано ․․․

Степан Сафарян
Основатель АИМОБ

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Май 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31