Лента новостей
Новости дня

«Я езидку в дом невесткой не приведу»

19 октября,2015 16:06

Езидка по национальности удостоилась плохого отношения и в обществе, и в семье

Шаке – езидка по национальности (имя изменено), несколько раз в неделю из одной общин Арагацотнской области она приезжает в столицу, продает молоко, мацун, сыр. Перед тем, как сесть в транспорт, она несколько раз в уме просит Бога, чтобы ей не нагрубили пассажиры. 35-летняя Шаке говорит, что молочные продукты перевозит в стеклянной таре, размещенной в двух больших целлофановых пакетах, и пытается их так разместить в транспорте, чтобы они никому не мешали. Однако несколько раз случалось, что кто-нибудь из пассажиров нечаянно задевал их ногой, и говорил: «Уф, эти езидские банки уже надоели».

Шаке не понимает, почему некоторые армяне подчеркивают ее принадлежность к езидскому происхождению: «Если им мешают эти мои банки, то могли бы прямо сказать – надоели эти банки, а не подчеркивать мою национальность. Что плохого сделали армянам езиды? И потом, с такими же банками в транспорт садятся и армяне, но им ведь не говорят – как нам надоели банки этих армян».

Шаке рассказывает, что у нее не было проблем с соседями и знакомыми армянами, но иногда она сталкивается с таким дискриминационным отношением, которое вызывает у нее горечь: «Когда я приезжаю в город, – есть микрорайон, где и продаю мой товар, – почти все довольны, но есть несколько человек, которые смотрят на меня с пренебрежением. Как-то одна из покупательниц прямо на улице при своей подруге похвалила мой мацун, ну, хотела собрать для меня больше покупателей. И вдруг краем уха услышала, как та ее знакомая сказала – я у езидов мацун не покупаю. Такие разговоры я слышу часто, и не понимаю, в чем причина? Если думают, что он не чистый, но ведь и армяне могут приготовить плохой мацун или быть нечистоплотными. Какое отношение к этому имеет национальность?».

Шаке говорит, что иногда слышит высказывания, которыми люди, произнесшие эти слова, пытаются специально показать свое негативное отношение к езидам. Эти слова причиняют Шаке боль, они для нее оскорбительны. «Как-то раз в магазине я услышала, как пожилая армянка сказала стоящей рядом женщине: «Видишь ту замухрышку-езидку? Очень даже красивая, разве скажешь, что езидка?», – рассказывает Шаке и добавляет: «Ну, почему они ставят такую разницу, почему? Армяне самые красивые? Среди всех наций  есть и красивые, и некрасивые».

Руководитель общественной организации «Национальное объединение езидов Синджар» Борис Мурази в беседе с нами заметил, что в Армении дискриминации в отношении езидов на официальном уровне нет, а на бытовом уровне такие явления иногда случаются. Борис Мурази говорит, что порой дискриминационное отношение к езидам  проявляется и на уровне государственных чиновников среднего звена: «Но на государственном уровне целенаправленной дискриминационной политики нет».

По словам руководителя общественной организации, элементы такой дискриминации в основном проявляются в развивающихся обществах: «Например, проявляется избирательное отношение к гюмрийцам, карабахцам и другим. То есть, и среди армян самих тоже есть дискриминация».

Борис Мурази напоминает об отношении к езидам некоторых армянских должностных лиц, которое он характеризует в какой-то мере бытовыми, в какой-то мере должностными проявлениями: «В 2013 году депутат Манвел Бадеян в парламенте заявил – «вы же не езиды!». Другой случай связан с работниками СПИСА, этот случай вызвал большой резонанс, и сейчас идет судебный процесс, работники СПИСА избили езидку и ее сына и обругали: «Катитесь, вашу езидскую …».

Шаке, помимо дискриминации со стороны некоторых армян, столкнулась с этим также и в своей общине, и со стороны родни. Хотя она и затрудняется назвать отношение к себе дискриминацией, но считает, что так, как поступили с ней, несправедливо и унизительно. Шаке рассказывает, что когда она еще училась в школе, в старших классах, в нее влюбился соседский мальчик из их села. О любви ей было сообщено через посредников, но он никогда не говорил Шаке о своей любви ни сам лично, и ни разу не встречался с Шаке. «Когда я вспоминаю эту историю, меня всю пробирает дрожь, через что мне пришлось пройти, это знаем только я и Бог. Мать этого мальчика сказала моей бабке, что не возьмет езидку в свой дом невесткой, держите свою дочь подальше, ну а наши ответили, что у нас нет девушки им на выданье. Меня днями не выпускали из дома, из своей комнаты. Когда со мной заговаривал отец, я вся тряслась от страха. Я еще не окончила школу, как меня обвенчали, разумеется, с парнем нашей нации. Я не могла ни сказать, что не люблю, не буду выходить замуж, ни устроить свою судьбу по собственному усмотрению. У нас так, старшие вместо нас решают нашу судьбу».

Шаке описывает своего мужа: «Мне не повезло с мужем, он был жестоким и грубым». Женщина рассказывает, что ее муж время от времени уезжал на заработки за рубеж, в Россию, и каждый раз по возвращении, как говорит Шаке, «его жестокость удваивалась». «Избивал меня, придирался к моим обедам, стиранному белью, ко всему. Говорил, не будешь вести себя послушно, отправлю тебя к твоему любимому армянину. Но какой-такой любимый, всего лишь потому, что услышал, что в школьные годы я понравилась соседскому мальчику армянину, и попрекал меня этим. Что мне было делать, такова была моя судьба, и я молча должна была повиноваться. Однажды при дочке он так ударил меня, что, мой бедный ребенок с испугу вцепился мне в ноги и стал кричать, дочка со слезами умоляла отца не бить меня. Из-за этих побоев у ребенка начался энурез», – поделилась своими воспоминаниями Шаке.

Председатель «Национального союза езидов Синджар» Борис Мурази говорит, что в езидской общине браки с представителями других национальностей запрещены не только для женщин, но и для мужчин. Та женщина, которая выйдет замуж не за езида, отвергается общиной, больше не считается последовательницей езидской веры и перестает пользоваться уважением. Борис Мурази говорит, что в общине серьезную проблему представляют ранние браки девушек и их право на образование.

Сейчас Шаке в одиночку воспитывает свою единственную дочь, ее муж 2 года назад скончался в результате несчастного случая. Шаке даже не осмеливается думать о счастье и о том, чтобы снова выйти замуж, говорит, что мечтает о лучшей жизни для дочери, и сделает все, чтобы дать ей образование. «Кого полюбит, с тем и поженится, и когда захочет, тогда и выйдет замуж. Я на себе познала несчастье, и даже ценой своей жизни не позволю, чтобы у моего ребенка была такая же судьба».

 

P.S. Материал подготовлен при содействии Группы быстрого реагирования НПО «Общество без насилия».

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать