Лента новостей
Новости дня

Армения обречена быть демократичной страной

28 декабря,2011 12:34

Говорит бывший омбудсмен Армении, а сегодня представитель Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека в Центральной Азии Армен Арутюнян.

 —          Уже год как Вы представитель Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека в Центральной Азии. Какие у Вас там функции?  

—          Представитель Управления Верховного Комиссара ООН во всем мире представлен региональными 12  структурами, одна из которых действует в Центральной Азии. Мы работаем со странами этого региона, наш центр находится в городе Бишкек и состоит из 50 человек. Мы работаем в этой стране над ратификацией международных документов ООН, в направлении оказания технической и экспертной помощи для осуществления принятых обязанностей в сфере прав человека. Наши коллеги — гражданское общество, омбудсмены  этих стран, и, конечно, властные структуры. Все государства, входящие в ООН, раз в четыре года, проводят, так сказать, универсальный периодический мониторинг, и представляют отчет о ситуации в сфере прав человека. После чего они начинают получать предложения. С того момента, когда предложения  принимаются со стороны какой-либо конкретной страны, они становятся ее международными обязательствами и предметом нашей работы, и мы стремимся добиться, чтобы эта конкретная страна выполняла свои обязанности, занимаемся также индивидуальными жалобами, которые могут стать для данного региона объектом исследования для договорных органов, комитетов, действующих в ООН. Комитеты в регионах выполняют по сути те же функции, какие, например, для Армении Европейский суд по правам человека.

—          И Центральная Азия, и Южный Кавказ достаточно долгое время являлись частицами одной и той же сверхдержавы, и действительно ли после установления независимости, в Армении и странах Центральной Азии возможно провести параллели в сферах Прав человека и демократии?

—          Действительно, наши страны долгое время находясь под влиянием царской России, а потом в течение 70 лет в одной советской системе, по сути,  имеют меж собой больше общностей, нежели различий, хотя мы находимся в различных регионах и исповедуем различную религию, и пройденный путь наш разный. Учитывая тот факт, что мы в течение последнего десятилетия находимся в одной государственной – политической, правовой и традиционной системах, то мы достаточно похожи нашими положительными и отрицательными сторонами. Все эти страны находятся в переходном периоде, и им много чего нужно добиться в сфере прав человека. Как бы то ни было, все стараются предпринимать какие-то шаги по улучшению ситуации. В каких-то местах это удается, а в некоторых местах все это носит формальный характер. Но, по сути,  те задачи, которые сегодня перед нами стоят, во всех проявлениях существуют и в этих странах. В Центральной Азии есть страны, богатые природными ресурсами, такими странами являются Казахстан, Туркмения,  есть также страны с недостаточными ресурсами, такие как Армения, Киргизия, Таджикистан, и это оказывает влияние на экономическую систему, финансовые и бюджетные ресурсы, и, невзирая на свои различия, в концептуальном плане, это одни и те же системы. В этом плане для наших стран “постсоветское пространство” очень верно подобранное определение. Я еще в Армении был защитником, когда говорил, что вопрос защиты прав человека невозможно поднять выше удовлетворительной отметки. Страны переходного периода в этой сфере не могут обеспечить тот уровень, который, например, в скандинавских странах. Нам еще предстоит пройти путь, и это относится не только к правовой и институциональной системе, но и к менталитету. Я не хочу и думаю, что было бы неправильным  сравнивать права человека в Армении и в странах Центральной Азии или же сравнивать уровень состоятельности демократических институтов, тем более, что в этих сферах, в плане решения задач, за исключением определенных особенностей, все остальное почти одинаково. Незначительные отличия в концептуальном смысле столь незначительны, что смысла концентрироваться на них нет. Мне кажется, по большому счету, в наших странах вопрос в переходе с закрытой системы в открытую, поскольку лишь в случае открытой политической и экономической системы, наличия свободной конкуренции позволит странам самореализоваться, заменить свои слабые звенья сильными и развиваться.

Думаю, как в Армении, так и в странах Центральной Азии необходимость в создании открытой системы воспринимается однозначно.

—          Вы уже год как не в Армении, однако, я уверена, что Вы следите за событиями, протекающими в  стране. В качестве бывшего омбудсмена, как Вы считаете, в сфере защиты прав человека и становления демократии зарегистрирован какой-то прогресс за прошедший год?

—          Я два дня как в Армении, и мало осведомлен для того, чтобы дать объективную оценку, но мне кажется год – с одной стороны это слишком короткий, а с другой слишком длинный период для того, чтобы в этой сфере произошли качественные перемены. Мое первое впечатление такого, что приблизительно та же ситуация, что и год тому назад со всеми своими положительными и отрицательными сторонами. Серьезных каких-то перемен в положительную  или отрицательную сторону я не вижу. Возможно, ошибаюсь. Помимо этого, мое восприятие тоже стало немного субъективным, потому что, когда находишься не в своей стране,  ситуацию начинаешь оценивать иначе, больше склонен все видеть в положительном свете.

—          Всего лишь несколько месяцев тому назад стартовал и закончился диалог власть-оппозиция. Как Вы это оцениваете?

—          Я затрудняюсь сказать. В общих чертах диалог развивает положительную политическую культуру, и помимо этого и оппозиция, и власти, будучи различными звеньями одной системы, борются за прогресс в стране. Одно однозначно, что диалог является политической культурой и хорошим прецедентом, в особенности для постсоветской страны. Это лучше, чем конфронтация.

—          Где Вы себя чувствуете более полезным, то есть где Ваша деятельность более продуктивна, на новой должности или в роли омбудсмена РА?

—          Возможностей быть полезным на этой новой должности больше. Одна большая международная структура, целый офис работает в одном и том же направлении совместно с несколькими странами региона, и в этих условиях, естественно, возможностей быть полезным больше. Омбудсмен может действовать более продуктивно, если вся институциональная система понимает, что с институтом Защитника прав человека  нужно сотрудничать. В противном случае, что может сделать ИПЧ?  Помимо объявлений, докладов и указывания проблем, нуждающихся в решении, больше ничего не сможет. Однако если госорганы не желают сотрудничать с Защитником, то он бессилен. Продуктивность работы ИПЧ напрямую зависит и от властей, и от оппозиции, и от гражданского общества. В общих чертах, состоятельность или несостоятельность ИПЧ является зеркалом прав человека в этой стране. Несмотря на то, что вопросами защиты прав человека занимается целая институциональная система, однако требования к ситуации предъявляются ИПЧ, в то время как это всего лишь с точки зрения ИПЧ дополнительный механизм среди остальных механизмов. Естественно, это не может стать для омбудсмена предлогом для оправдания. Во многих случаях нужно также не избегать конфликтов, стоять за свою точку зрения до самого конца, а отстраняться в том случае, если сотрудничество не получается, и говорить, ну что я могу поделать, они не делают. По крайней мере, первый защитник прав человека Лариса Алавердян когда-то послужила положительным прецедентом, когда у нее не было широкого поля деятельности и возможностей, но, тем не менее, она попыталась  и создала основы независимости этого института. Что касается моей работы, то я постарался сделать все возможное в имеющихся условиях, оценку чему в течение времени даст само общество.

—          Как Вы думаете, есть шансы, что Армения в один прекрасный день станет страной европейских демократических ценностей?

—          Кончено, я уверен в этом. Рано или поздно, но это произойдет, вопрос лишь в том, когда это произойдет. Однако, само геополитическое положение такое, что невозможно, чтобы такое положение длилось особо долго. Армения тоже будет вынуждена сформировать открытую систему. Иного выбора у нас нет.

 

Беседу вела Наира Мамиконян

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Декабрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031